Железнодорожный транспорт это такой транспорт, который перевозит пассажиров и груз в вагонах – средств, оснащенных колесами, способных ехать по колее.
Обычная колея состоит их двух параллельных стальных (или в более ранние времена – железных) рельс, надежно закрепленных перпендикулярно перекладинам, которые называются шпалами, предназначенными для того, чтобы удерживать ширину колеи. Рельсы и шпалы устанавливаются на слой бетона или прессованной земли и гравия, которые помогают стали не прогнуться под весом проезжающих вагонов. Вагоны между собой соединяются в состав. Один среднестатистический состав может перевозить до 125 тонн груза, а одно и то же количество груза по сравнению с автотранспортом, железнодорожный перевозит с половинной энергозатратностью. Преимущества этого транспорта на лицо: экономичность, вместительность – отсюда недорогая цена, и скорость. Поэтому немудрено, что железнодорожный транспорт стал самым популярным в Азии, а также широко распространился в Европе.
Существует три типа локомотива – вагонов, которые тянут состав – различаются они по используемому источнику энергии. Это паровозы, тепловозы и электровозы. Схема работы паровоза состоит из нескольких этапов: сжигание топлива (уголь, дрова), нагрев воды и выделение пара, который и является движущей силой. Тепловоз оборудован дизельными двигателями, благодаря которым он и движется. Электровоз в своей работе использует электрическую энергию. Самыми эффективными являются электровозы, но их использование подразумевает наличие контактной сети на всем протяжении маршрута, что достаточно затратно с точки зрения финансов и трудовых ресурсов.
По назначению локомотивы бывают магистральные, маневровые и заводские. Магистральные перемещают составы между станциями (на большие расстояния), маневровые работают на станциях, занимаются составлением составов и транспортировкой их в и из депо, а заводские работают на территории крупных заводов, на территории которых проложены пути.
Вагоны по назначению разделяются на пассажирские и товарные. Пассажирские, в свою очередь, подразделяются на общие, плацкартные, купейные и спальные. Названия товарных вагонов зависят от специфики перевозимого груза. К ним относятся: цистерны, платформы, хопперы, контейнеры, вагоны для перевозки автомобилей, почтовые вагоны, вагонзаки.
Первая русская железная дорога была построена в 1838 году – это был царский маршрут из Санкт-Петербурга в летние резиденции: Царское село и Павловск. Император Николай I приказал построить линию Москва-Петербург, которую согласно легенде царь нарисовал на карте между двумя городами при помощи карандаша и линейки. Через сто пятьдесят лет железнодорожная система растянулась на 150 тысяч километров, сто в сравнении равно двум третям территории США. На момент распада СССР, советская железная дорога перевозила около 55% всего мирового груза и 25% пассажиров. Хотя бы приблизится к советским показателям перевозок внутри страны, так и не смогла ни одна держава мира.
Интересно, что Россия сохранила свое первенство во всем, что касается железной дороги. Транссибирская магистраль является самой длинной железной дорогой в мире. По линии Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток ее длина составляет ни много, ни мало семь тысяч километров. Другим рекордсменом по длине железной дороги стала Австралия, чья 478-километровая линия идет прямо по курсу, за всю длину не делая ни одного поворота.
Что касается скорости, то здесь рекордсменкой выступила Франция со своим поездом Париж-Лион. Его максимальная скорость в 1990 году составляла (без пассажиров) 515 км/ч. Однако эксплуатационная скорость его намного ниже от 200 до 280 км/ч. По 300 км/ч ездят японские суперэкспрессы или сверхбыстрые поезда маршрута Токио-Осака, а также немецкие поезда на отрезке Вюрцбург- Ганновер. Но, если для японцев это нормальная скорость, то немцам для достижения заветной отметки придется попыхтеть. Самый быстрый товарный поезд развивает скорость до 140 километров час, и происходит это тоже во Франции. Вы можете не поверить, но с такой скоростью везутся в столицу свежие фрукты с юга страны.
Рекорд веса был поставлен африканским товарным составом, чей вес составил практически 69 с половиной тысяч тонн, а длина – 7.3 километра. Его тянули целых семь локомотивов (кстати, их вес не включен в общую массу) на отрезке Сайшен-Салданья, длиной 861 километр.
Рекорд мощности одного локомотива был установлен в США в конце восьмидесятых годов. Там один локомотив протянул целых 250 вагонов.
Читайте далее: