Метрополитен это вид общественного транспорта, основу которого составляют пути и железнодорожные вагоны. Всего в состав поезда входит пять-восемь вагонов. Находится метрополитен, как правило, под землей и отличается большой грузовой способностью – около 120 тыс. пассажиров в час. Однако в Германии и других странах существует такое понятие как надземка или наземное метро. Кроме того, для многих метро в мире свойственно наличие внешних станций на эстакадах. Для поездов современного метрополитена используется электрическая энергия.
Общеизвестно, что первым метрополитеном в мире является лондонская подземка, которая в тот момент функционировала на паровой тяге. Первая линия метро в мире была запущена 10 января 1863 года. Первый наземный метрополитен появился в Нью-Йорке в 1868 году. Дальнейшее развитие метрополитена привело к появлению электрических вагонов, которые оказались более удобными в эксплуатации, чем паровые. Первое метро на территории бывшего Советского союза было открыто в Москве в 1935 году.
Самое глубокое метро находится в Санкт-Петербурге, самая глубокая станция метро – в Киеве («Арсенальная»). Самое новое метро на постсоветском пространстве – в Казани, построено в 2005 году.
Поезда метро состоят из двух головных, моторных и прицепных вагонов. Схема сцепки, как правило, такова: «Г-М-П-М-Г», где Г-головной вагон, М - моторный и П -прицепной. Данная схема может варьироваться и зависит от количества вагонов в составе, а также типа вагонов. Так, например, на красной линии киевского метрополитена все вагоны в составе – головные. То же самое наблюдается на филевской линии в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Весьма интересным вопросом являются станции метрополитена. На жаргоне их называют: сводчатыми, «сороконожками» и станциями типа горизонтальный лифт. Сводчатые станции очень популярны на территории бывшего Советского Союза. Их внешний вид представляет собой платформу, над которой находится свод, по обеим сторонам которого расположены входы непосредственно к поездам метро. «Сороконожками» называют станции, построенные во времена правления Н.С. Хрущева – времена тотальной экономии на всем и везде. Выглядят они как платформы, по краям которых стоит ряд колонн; облицованы они, как правило, дешевой плиткой или просто покрашены в определенный цвет. Станции типа горизонтальный лифт являются, наверное, самыми интересными в мире. Больше всего они представлены в Санкт-Петербурге. Они имеют вид длинного коридора, по сторонам которого расположены раздвижные двери. Когда поезд подается на станцию, двери открываются и пассажиры попадают непосредственно в вагон. Проблема такого типа станций заключается в том, что для работы на линиях ими оснащенных, как правило, требуется использование одного типа вагонов, что, в связи с их устареванием, не всегда целесообразно. Второй проблемой являются повышенные требования к мастерству машинистов. Это связано с необходимостью останавливаться так, чтобы расположение дверей вагонов в точности совпадало с расположением дверей станции. Третьей же проблемой можно считать ограниченный обзор из кабины машиниста, что может привести к травмированию пассажиров.
Стоимость строительства метрополитена достаточно высока и требует использования дорогостоящего оборудования, а также соблюдения предписаний множества технологий. Перегоны и станции метрополитена строятся либо открытым – в котловане строится бетонный тоннель, после чего котлован зарывают (станции мелкого залегания), либо закрытым – используя проходческий щит, роется тоннель, стены которого укрепляются бетоном или металлом (станции глубокого залегания).